В первые месяцы Великой Отечественной войны, 18 октября 1941 года, для подпольной работы в тылу врага в случае оккупации края был сформирован грайворонский партизанский отряд, созданы базы этого отряда в окрестных лесах и в селе Мокрая Орловка. Сначала в отряде было только четырнадцать человек, но потом к ним присоединились т.н. "окруженцы", скрывавшиеся в лесах, а также жители района. Вскоре отряд насчитывал уже до семидесяти пяти человек.
Особенно много партизан оказалось в Мокрой Орловке. В этом селе было четыре конспиративных квартиры: в доме у Григория Павловича Жарикова; в больнице, где жила санитарка Анастасия Николаевна Мирошниченко, которая являлась партизанской связной; в родильном доме, где жила Елена Ивановна Литвиненко (жена директора школы), и на квартире Якова Ефимовича Костина, который работал старостой при немцах по приказанию партизан. Часть партизан скрывалась в Поповском лесу, там у них была землянка. Учителя Мария Алексеевна Субочева и Тихон Егорович Михайлов также входили в состав партизанского отряда.
В селе Сподарюшино располагались две квартиры для партизан – у Стефана Григорьевича Сумченко и у Хавроньи Васильевны Рыбаченко. В квартире Сумченко было радио и склад оружия. Выданные предателем, Стефан Григорьевич и все члены его семьи (шесть человек) были расстреляны.
Одним из организаторов партизанского отряда был коммунист Пётр Александрович Грушко. Он участвовал во многих боевых операциях, в том числе и в нападении на немецкий обоз в ноябре 1941 года.
Народные мстители совершали диверсии на железной дороге, устраивали суды над изменниками, нападали на отдельные немецкие отряды, вели агитационно-массовую работу среди населения, распространяли листовки и сообщения Совинформбюро, призывали советских людей давать отпор захватчикам. Они помогали советским воинам, которые выходили из окружения, переправляться через линию фронта. Бойцы отряда собирали оружие, готовились к активным боевым действиям весной 1942 года. За время своей деятельности бойцы партизанского отряда, по неполным данным, уничтожили восемьдесят восемь немецких военных (из них три офицера), ранили и убили двадцать семь полицаев и старост.
Но оккупантам удалось напасть на след партизан. Предателем оказался один из руководителей отряда – некто Толюпа, который, перейдя на службу к немцам, выдал расположение баз и фамилии подпольщиков. Трагические события произошли в ночь на 11 февраля 1942 года в селе Мокрая Орловка, когда в здании сельской больницы проходило совещание партизан. В это время больницу окружил немецкий карательный отряд. Бой продолжался восемь часов. Немцы облили дом бензином и подожгли. В пожаре погибли четыре героя из партизанского отряда «Шахтёрское племя» – П. А. Ковалёв, Е. И. Корнев, Е. Д. Гончаров, Я. Е. Костин. Жену Костина и двух его детей немцы позже расстреляли. Партизаны И. И. Бахаев и П. А. Грушко были также схвачены карателями. Ивана Игнатьевича гестаповцы замучили в тюрьме, а Пётр Александрович в феврале 1942 года был повешен фашистами в центре Грайворона. Каратели сумели захватить и активного партизана Ивана Захаровича Пыхтина, возглавлявшего до войны колхоз им. Ленина. Его водили босым, в одном нижнем белье по морозу, били шлангом и шомполом, рубили на куски и затем, уже почти мёртвого, застрелили.
Всего были арестованы пятьдесят четыре участника партизанского отряда. Почти все эти люди были расстреляны, повешены, сожжены. В Мокрой Орловке немцы сожгли двадцать домов, в Сподарюшино – двенадцать, а в Рождественке – пять.
Немногим партизанам из отряда «Шахтёрское племя» удалось выжить. Среди них супруги Леонтий Иванович и Анастасия Михайловна Некрыловы из Грайворона, Домна Дмитриевна Сумченко из Сподарюшено (умерла в конце 1964 года), Фиола Ильинична Бакшеева из села Мокрая Орловка.
Оставшиеся в живых партизаны после разгрома грайворонского отряда продолжали борьбу против оккупантов. Так участники молодёжной группы партизанского отряда из села Дунайка, которой руководила Елена Емельяновна Плужникова, имели связь с подпольным райкомом комсомола и получали от него листовки, в которых разоблачалась фашистская пропаганда. Комсомольцы передавали связному М. И. Наумову (Великописаревский подпольный райком) для штаба 21-й армии ценные сведения о дислокации вражеских войск.
Много славных дел в борьбе с фашистами совершили юные подпольщики. Среди них Митя Балицкий, Петя Игнатенко и Коля Синицын, которые в первые же дни оккупации занялись подрывной работой: выпускали и расклеивали листовки с призывом не подчиняться оккупантам, уничтожали узлы и линии связи фашистов (в частности, у кирпичного завода было уничтожено около 1 километра кабеля главной линии связи между немецкими военными комендатурами в Грайвороне и в Большой Писаревке), собирали оружие. Однако 4 ноября 1941 года они были схвачены фашистами и 7 ноября повешены в центре города с дощечками на груди, на которых было написано: «Я – партизан». Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 сентября 1981 года погибшие юные герои награждены посмертно медалями «За отвагу».
Ещё одна юная героиня, восьмилетняя Рая Белых, жившая у партизанки Антонины Мирошниченко в селе Мокрая Орловка, часто относила важные сведения в село Сподарюшино к «тёте Домне» – Д. Д. Сумченко, в доме которой находилась конспиративная квартира для партизан. А школьница Мотя Гендина – комсомолка из села Солдатское (Украина) – была связной и часто выполняла поручения командования великописаревского партизанского отряда по связи с грайворонскими партизанами. Девочка была схвачена гестаповцами и казнена.
К сожалению, в нашем распоряжении не так много документов, воспоминаний и других свидетельств деятельности грайворонского партизанского отряда «Шахтёрское племя», так что последняя страница истории партизанского движения в нашем крае, истории бессмертного подвига этих героических людей ещё не написана. Сделать это – наша с вами обязанность, священный долг благодарных потомков, ради которых этот подвиг и был совершён.
На фото: бойцы грайворонского партизанского отряда
Список бойцов грайворонского партизанского отряда «Шахтёрское племя» (из архивных фондов)
На фото: братские могилы погибших героев-партизан, захороненных на Мемориале Славы г. Грайворона