Бродячая звезда пленительного счастья

 

 

 

9 ноября по новому стилю (28 октября по старому стилю) родился в 1869 году прекрасный русский писатель, человек с непростой судьбой – Степан Гаврилович Петров. Случилось это в селе Обшаровка Самарской губернии, в семье крестьянина Гаврилы Ивановича Петрова, выходца из крепостных. К тому моменту Гаврила Иванович, лишившийся во время войны на Кавказе ноги, зарабатывал на пропитание себе и своей семье тем, что столярничал и играл на гуслях. Свои умения и взгляды на жизнь отец передал Степану во время долгих вечеров и двухлетних совместных скитаний с гуслями по ярмаркам и базарам Поволжья.

Степан учился сначала в четырёхлетней начальной школе, затем в двухклассном училище, по окончании которого, блестяще выдержав конкурсный экзамен, поступил в Самарскую учительскую семинарию. Вскоре юноша вошёл в нелегальный кружок самообразования, где читали Маркса, Чернышевского, Писарева и вели беседы революционного характера.

Литературно одарённый, он уже тогда много писал, помещая свои фельетоны, рассказы, стихи в рукописном журнале «Семинарист». Резкая сатирическая направленность их высоко оценивалась единомышленниками, но она же и сыграла с автором злую шутку: стихотворение, направленное против директора, попало в руки начальства, и летом 1886 года поэт был исключен из семинарии как «политически неблагонадёжный».

Жизнь кружила Степана Гавриловича, как бурная река щепку: пришлось послужить в окружном суде, в земстве, устроиться певчим в архиерейский хор, много скитаться по России. В 1893 году по приглашению приятеля-нигилиста начинающий писатель приезжает в Грайворон, где устраивается, благодаря либерально настроенному члену земства, писцом в земскую управу. Здесь, в небольшом, тихом городишке, он находит себе пристанище на два года, озаряя, разнообразя и скрашивая быт местного общества своим прекрасным пением, страстным чтением стихотворений, участием в любительских спектаклях и столь прекрасным вольнодумством. На берегу Ворсклы, в уютной беседке, рождается автобиографическая повесть «Этапы» – своеобразный гимн нашему краю. Сплотившийся вокруг яркой, мятущейся личности кружок смутьянов, сильно обеспокоил общественность и, с момента переизбрания земской власти, положил конец осёдлому периоду в биографии Петрова. Ему пришлось буквально бежать из грайворонского дома, дабы избегнуть ареста.

Зимой 1895 г. в Харькове он остался без средств к существованию, в холодной комнате написал фельетон и отнёс в газету «Южный край». В редакцию зайти постеснялся «по оборванности костюма», рукопись передал через швейцара. Фельетон напечатали. Степан Гаврилович, перебиваясь случайными заработками, вновь отправился бродяжничать. Актером в бродячей труппе он колесил по Украине и Бессарабии.

В 1897 году вернулся в Самару, стал сотрудничать с «Самарской газетой». В 1899 году познакомился с Алексеем Максимовичем Горьким – своим будущим наставником, редактором и другом, который впоследствии и придумал Петрову красноречивый псевдоним – Скиталец.

Через год по приглашению Горького Степан Гаврилович отбыл в Нижний Новгород, где и поселился под крылом маститого писателя-революционера, в поте лица трудясь на литературной ниве. В 1900 году в легальном марксистском журнале «Жизнь» появился рассказ Петрова «Октава». Это был выход в большую литературу. Вскоре имя Скитальца сделалось известным в широких кругах читателей.

В 1901 году Скитальца и Горького арестовали за приобретение мимеографа и заключили в Нижегородскую тюрьму. Так начался ещё один виток в судьбе писателя – скитание по тюрьмам. За революционные выступления Степан Гаврилович неоднократно подвергался арестам.

 

В 1903 году, будучи уже известным литератором, Степан Гаврилович женился на дочери симбирского миллионера и банкира Александре Николаевне Ананьевой, после свадьбы переехал в Москву, затем в Петербург. Много писал. Имел популярность. Гонорары от книг позволяли жить безбедно.

Казалось бы, жизнь наладилась. Но писателя ждали новые испытания, тонкая завеса счастья скрывала просыпающийся вулкан. Маленькая дочь Маша внезапно умерла. Супруга, тяжело переживая горе, получила нервное потрясение и заболела тяжёлой формой плеврита. Долгое лечение за границей оказалось тщетным. В 1913 году Скиталец с женой и сыном приехали в Симбирск и поселились в домике на Старом Венце. Писателю выпала нелёгкая доля: ухаживать за частично парализованной женой. Заботился он о супруге бережно, с любовью. В хлопотах ему помогала молоденькая латышка Вильгемина, исполнявшая обязанности литературного секретаря. В 1917 году Александра Николаевна умерла.

С этого момента и до конца дней Скитальца хранила другая женщина –  Бримбер Вильгемина Фридриховна. Сначала как друг и соратник, потом – как возлюбленная и супруга.

Когда грянула Первая мировая война, Степан Гаврилович добровольно отправился на фронт санитаром.

Жизнь продолжала испытывать писателя: гусляр в Революционном цирке, корреспондент в пролетарской газете, санитар в военном госпитале. В 1921 году по заданию Наркома просвещения А. В. Луначарского писателя командировали на Дальний Восток, а затем в Харбин для постановки пьесы «Вольница».

Пребывание на чужбине затянулось на долгих 13 лет. Жили трудно. Произведения писателя практически не печатались.

Вернуться на родину удалось лишь в 1934 году. Степана Гавриловича поразили перемены, произошедшие в сёлах Поволжья, куда в первую очередь он отправился. Сбор литературного материала для романа-хроники захватил Скитальца.

Увы, поездка весной 1939 года на малую родину оказалась последней.

Тяжкий диагноз – рак желудка – ознаменовал последний виток в судьбе многострадального писателя. Земной путь Степан Гаврилович окончил 25 июня 1941 года в Москве, был похоронен на Введенском кладбище.

Но до сих пор этот замечательный человек со страниц своих книг поёт для нас о красоте матушки-Волги, о русской душе, о тяжкой доле простого человека. Как бы мы не оценивали революцию, её последствия и методы, стоит задуматься о другой, вовсе не политической стороне действительности, которая скрыта в произведениях Скитальца, как и любого русского писателя. О той вечной проблеме сочувствия, понимания и приятия ближнего – богатого или бедного, хорошего и не очень, такого обычного, «чёрненького», которого, по словам классика, полюбить надо таким, каков он есть, потому как «беленьким его всякий полюбит»…

Желаем вам сегодня, в день памяти писателя, открыть в его творчестве какую-то свою, не основанную на критических статьях, философскую грань и проникнуться поэзией русского миросозерцания, которое сквозит в каждой строчке литературного наследия Степана Гавриловича Петрова.