Районный краеведческий конкурс "От старины до современности"

ИТОГИ КОНКУРСА. КОНКУРСНЫЕ РАБОТЫ

12 мая 2015 года подведены итоги районного конкурса научно-исследовательских работ старшеклассников «От старины до современности».

Открытие

Конкурс проводился в два этапа: первый этап – общешкольный (отборочный) – с 1 по 31 марта 2015 года; второй этап – финальный – с 1 апреля по 12 мая 2015 года.

Второй этап состоял из двух туров: 1 тур – заочный (предварительная экспертиза работ); 2 тур – очный – проводился в форме защиты исследовательских работ.

Конкурсантам были предложены на выбор три темы (номинации):

1) «Глазами тех, кто был в бою» – исследование, посвящённое 70-летию Победы в Великой Отечественной войне;

2) «Как одевались в старину» – исследование разновидностей народного костюма грайворонского края;

3) «По памятным и заповедным уголкам края» – исследование объектов культурного наследия и заповедных уголков, расположенных на территории Грайворонского района.

Большинство участников выбрали тему, посвящённую Великой Отечественной войне, что вполне объяснимо в год празднования 70-летия Победы. По решению жюри победителями конкурса в номинации «Глазами тех, кто был в бою» стали: 1-е место – Евгения Семенихина (руководитель Р. Н. Гужелева, Дунайская ООШ), 2-е место –Диана Балинян (руководитель Н. М. Корниенко, Грайворонская СОШ с УИОП), 3-е место – Татьяна Овсянникова (руководитель В. Н. Скоромная, Козинская СОШ) и Алёна Дробот (руководитель О. И. Дробот, Грайворонская СОШ им. В. Г. Шухова).

В номинации «Как одевались в старину» призовые места разделили Виктория Мишенина (руководитель С. А. Касилова, Почаевская СОШ) и Ольга Тараник (руководитель В. Н. Скоромная, Козинская СОШ). Призёрами третьей номинации стали: Никита Новиков (руководитель В. В. Подлесная, Иванолисичанская СОШ) и Оксана Швалёва (руководитель Н. М. Рожко, Грайворонская СОШ им. В. Г. Шухова).

Победителям были вручены дипломы и подарки.

Дипломанты

Для всех участников районного конкурса «От старины до современности» 15 мая была организована выездная экскурсия в Белгородский государственный музей народной культуры.

 

Ниже приводятся работы победителей в номинации «Глазами тех, кто был в бою» (авторская стилистика текстов сохранена).

 

I

«В огне войны сгорело детство…»

Выполнила: Семенихина Евгения, ученица 9 класса МБОУ «Дунайская ООШ им. А. Я. Волобуева». Руководитель: Гужелева Раиса Николаевна, учитель истории.

Диплом 1 ст.

Введение

70 лет назад отгремели залпы Великой Отечественной войны. За годы, прошедшие после её окончания, выросло несколько поколений взрослых людей, которые не слышали орудийного грома и взрывов бомб.

Но война не стёрлась с людской памяти, и забыть те дни нельзя. Потому что история – это судьба каждого, кто вынес на себе четыре года смертельных боёв, четыре года ожидания и надежды, кто проявил поразительное, беспримерное мужество.

Война оставила след почти в каждой нашей семье. Тогда невыносимо трудно было всем – и старым, и малым, и солдатам, и их близким. Но особенно страдали дети. Страдали от голода и холода, от невозможности вернуться в детство, от кромешного ада бомбёжек и страшной тишины сиротства…

Они уже седые, эти мальчишки и девчонки, выросшие и уцелевшие в военное лихолетье Великой Отечественной. И послевоенная пора была у них суровой, а подчас и жестокой. И пока эти люди живы, мы должны узнать от них самих, об их судьбах и жизненной дороге. Это нужно нам, живым сейчас, благодаря их труду, самопожертвованию и огромному человеколюбию. Поэтому моя работа актуальна.

Цель моей работы:

- выяснить, каким было военное детство наших земляков, как жили они в период оккупации, как помогали фронту после освобождения села;

- сформировать своё собственное мнение о данном времени, используя знания по истории Отечества, сведения, полученные из художественных произведений, рассказов очевидцев.

Задачи данной работы:

1. Изучение литературы по данной теме.

2. Собеседование с очевидцами тех событий.

3. Выявление отношения нашего поколения к событиям Великой Отечественной войны.

Методы:

- анализ первоисточников;

- опрос;

- интервьюирование.

1. Первые дни войны

22 июня 1941 года. Этот трагический день навсегда остался в памяти тех, кто жил в те годы. Был воскресный день. Но даже в этот день у наших односельчан хватало забот, ведь было лето – пора сенокоса, пора полевых работ. О войне наши односельчане узнали только во второй половине дня. Очевидцы вспоминают, как вмиг изменилась жизнь. Только дети ещё не до конца поняли, что же произошло: почему мама плачет, почему грустит отец.

На 23 июня 1941 года была объявлена всеобщая мобилизация всех мужчин 1905-1918 годов рождения [3]. На фронт рвались также и вчерашние школьники.

Многие из подростков нашего села отправились в Грайворон, в военкомат. Они просились на фронт, прибавляя к своему возрасту несколько лет.

Война – дело мужчин, но юные граждане сердцем ощущали свою причастность к происходящему на их родной земле, и они, подлинные патриоты, не могли остаться в стороне от разыгравшейся на их глазах трагедии.

На фронт ушли мужчины, остались в селе старики, женщины и дети. Все сельскохозяйственные работы легли на плечи женщин. Главный лозунг того времени был: «Всё для фронта! Всё для победы!»

С первых же дней войны школьники пришли на помощь взрослым. Они работали вместе с учителями на покосе, пололи и копали картофель, принимали участие в уборке зерновых, а малыши собирали на полях колоски, старались не потерять ни одного зёрнышка – ведь хлеб был нужен на фронте их отцам и братьям.

Но не только в поле работали ребята в свободное от учёбы время. Они работали на ферме, помогая выращивать телят, поросят, птицу. За работу школьникам начисляли трудодни (форма оплаты колхозников).

В газете «Белгородская правда» от 26 июня 1941 года появилось обращение ко всем девушкам «…овладеть профессиями трактористов и комбайнёров, заменить ушедших на фронт мужчин» [2]. Так вчерашние школьники пересели на трактора и комбайны и в короткое время овладели профессией механизатора.

В музее нашей школы хранятся воспоминания жительницы Дунайки Белевцевой Анастасии Ефимовны [11].

«Наступил 1941 год. Мне тогда было шестнадцать. Уходили мужчины на фронт. И я решила идти на курсы трактористов. Трудно было мне, хрупкой девчонке, постигнуть тайны стального коня, непостижимо трудно научиться управлять им, разбираться в поломках, работать в поле: пахать, культивировать. Это же и взрослому мужчине трудно, но я выдержала. Я вместе с моими сверстниками участвовала в строительстве железной дороги Курск – Ржев, имевшей большое стратегическое значение для наших войск. Мы не считали рабочее время и время отдыха, не берегли свои силы и не пытались перекладывать трудности на плечи других. Знали – от каждого из нас зависит судьба страны. Были и обстрелы, и жуткие бомбёжки, и холод, и голод. Тяжело вспомнить...»

Опасность, нависшая над Родиной, глубоко запала в душу каждому советскому человеку. Поэтому советские люди стремились помочь армии всем, чем только могли. Именно в эти дни многие колхозники нашей области выступили с призывом «… начать сбор тёплых вещей для Красной армии» [2]. В эту работу включились активно и школьники. Они вязали тёплые носки и варежки и посылали их бойцам Красной армии.

Враг продвигался вглубь страны. Советские войска отступали.

15 сентября 1941 года в связи с продолжающимся наступлением немецко-фашистских войск на Белгородчине была начата эвакуация на восток населения и материальных ценностей [9]. Колхозники спешно угоняли скот, технику в восточные районы страны, чтобы они не достались врагу. А в октябре 1941 года фашисты пришли в наши села.

2. В дни оккупации

19 октября 1941 года фашисты оккупировали Грайворонский район.

Оккупация района длилась с 19 октября 1941 года до 7 августа 1943 года. Она сопровождалась разрушениями, расстрелами мирного населения. К этому времени все уже знали о бесчинствах и насилии, которые творили на нашей земле захватчики. Еще до войны с Советским Союзом Гитлер писал: «Славяне должны работать на нас, а в случае, если они нам больше не нужны, пускай умирают. Прививки и охрана здоровья – излишняя роскошь для них. Славянская плодовитость нежелательна… Образование опасно» [3]. “Государственный муж Адольф Гитлер, – заявлял гаулейтер Вильгельм Кубе, – видит в управлении народов самую важную задачу. И оно начинается в школе. К этому мы и обратились – онемечивание молодёжи… Начальная школа должна ставить своей целью обучение учащихся только счёту максимум до 500 и умению расписаться, а так же распространение учения о том, что подчинение немцам, честность, прилежание и послушание являются божьей заповедью. Умение читать … необязательно” [3].

Эти планы фашисты стали осуществлять на нашей земле с первых дней нападения. Они сжигали здания школ, убивали учителей, врачей, детей. Так насаждался «новый порядок».

Говорили: «На войне детей не бывает; те, кто попали в войну, должны были расстаться с детством – в обычном, мирном, понимании этого слова». Видимо, в тот пасмурный осенний день 1941 года и закончилось детство многих маленьких жителей нашего села.

Из воспоминаний жительницы села Мощёное Черкашиной Анны Филипповны, 1929 года рождения:

«Когда началась война, мне было 12 лет. До войны я закончила 4 класса начальной школы. Мой отец, Семенихин Филипп Савельевич, участвовал в финской войне, был старшиной, поэтому на второй день войны ему пришёл приказ: отправиться в Курск для подготовки бойцов Красной армии. Три месяца он был в Курске. После  того на несколько дней отец приехал домой, чтобы попрощаться с семьей. Помню погожий сентябрьский день 1941 года, мы с сестрой Надей провожаем отца возле грайворонского военкомата. Отец подошёл к нам, обнял на прощание и ушёл вместе со своим полком на фронт, оказалось, навсегда. Мы получили от него письмо, отец писал, что воюет под Ленинградом, больше писем не было. В 1943 году пришло известие, что отец наш пропал без вести. А в октябре 1941 года в наше село пришли враги. Первыми были венгры («мадьяры», так их называли). Фашисты ворвались в наши дома, они выгнали на улицу всех взрослых. Враги стали хозяйничать в доме и в нашем хозяйстве. Они забирали все продукты: молоко, яйца, сало. Открыли сундук и стали хватать всё его содержимое: льняные полотенца, теплые носки, холсты. По-разному отнеслись к приходу фашистов жители нашего села. Некоторые выходили за околицу и встречали их хлебом-солью, а потом стали полицаями. Эти мародёры затем ушли, и через некоторое время пришли другие. Они поселились в нашем доме. Сначала их было четверо. Дом у нас был новый, отец построил его как раз до войны. Нас всех фашисты выгнали из дома. Семья наша была большая: дедушка, бабушка, сестра деда, мама и мы, четыре сестры, я самая старшая. Нас приютила тётка в своей маленькой избушке. Когда немцы пришли в село, они заставили работать на себя оставшихся в селе женщин, подростков, пожилых людей. Вручную обрабатывали землю, сеяли рожь и пшеницу, а собранное зерно фашисты отправляли в Германию. Однажды летним вечером 1943 года мы с дедушкой вышли на улицу. По улице со стороны леса шли двое солдат. Они были одеты в зеленую камуфляжную форму. Подошли к деду и спросили: «Есть ли немцы в селе?». Мы поняли, что это была наша военная разведка. Вскоре пришли регулярные части Красной армии. Так было освобождено наше село. После освобождения села, все подростки моего возраста вышли на работу в колхоз, нужно было восстанавливать разрушенное хозяйство. Было очень трудно, но мы знали, что война ещё не закончилась, и своим трудом мы сможем помочь нашим отцам и братьям, находящимся на фронте».

Оставшись без отцов, детям пришлось испытать все тяготы послевоенной разрухи, голода, холода.

А вот рассказ Креневой Валентины Егоровны, 1937 года рождения:

«Началась война. Мой отец оставался на оккупированной территории по заданию партии для партизанской работы. Фашисты узнали об этом, нашлись в селе предатели. Маме моей пришлось очень трудно. Её вызывали в комендатуру, допрашивали полицаи. Помню, мама вернулась домой, схватила все документы отца, фотографии и бросила их в печь. Она боялась, прежде всего, за нас, своих детей. Однажды пришли полицаи, арестовали маму, посадили её на подводу и повезли в село Смородино. Там во время войны располагалась немецкая карательная комендатура. Позже она говорила нам, что думала, что никогда уже не вернется домой. Но фашисты отпустили её, видимо, помогло заступничество старосты нашего села В. М. Древаля. Как-то поздно ночью пришёл домой отец. Он хотел увидеть нас и поговорить с мамой. Был он очень уставший, постаревший. Через час после того, как он пришёл, в дом постучали. Залаяла во дворе собака, мы услышали выстрел. Лай прекратился, один из карателей её застрелил. Отец даже кожух не успел накинуть, в дом ворвались полицаи. Они приказали ему собираться, но отцу удалось обмануть их. Он вышел во двор, якобы на минутку, а сам, под покровом ночи, ушёл от них. Больше я никогда его не видела. Однажды зимой 1942 года я, моя сестра и другие дети катались на санках с горки. Вдруг увидели страшный дым, который шёл со стороны Мокрой Орловки. Тогда я ещё не знала, что в том пожаре в мокроорловской больнице вместе с другими партизанами погиб и мой отец».

Дергачёв Владимир Фёдорович, житель села Мощёное, о Великой Отечественной войне знает из рассказов своего деда, но многое из своего тревожного детства он помнит сам.

Вот его рассказ:

«Зима 1941 года заканчивалась. Всем было нелегко, наша семья была большая, да ещё мы приютили семью ушедшего на фронт агронома колхоза С. И. Колотенко – жену и трое детей. Поэтому каждую крошку делили и на своих домочадцев, и на семью Колотенко. Однажды к нам во двор зашли староста, комендант, двое немецких солдат, переводчица и сосед-полицай. Староста В. М. Древаль объяснил, что по сообщению полицая В. Е. Ванина в избе Дергачёвых проживает жена какого-то начальника с детьми. Сердца взрослых членов семьи оборвались. Согласно приказу коменданта, все, кто укрывает партизан или семьи коммунистов, начальников, подлежат расстрелу. Мой дедушка Ефим Давыдович сказал, что в семье живёт женщина с детьми, но это его сестра Прасковья из Мариуполя, и заверил, что об этом знает всё село и люди это могут подтвердить. Тут же послали за соседями, которые смогли бы подтвердить его слова. Когда во двор Дергачёвых вошли соседи, у плетня под прицелом полицая стоял я и маленький Володя Колотенко. Мы были совсем несмышленыши и думали, что это какая-то игра, в которую играют взрослые дяди. Затея полицая была проста: под угрозой расстрела детей дед мог выдать чужих, чтобы спасти своего внука. Дедушка вынес свидетельство о моём рождении, говоря старосте, что он выписывал метрику, вот его подпись. А для деда мы одинаково родные, поэтому стреляйте обоих. Староста, посмотрев в метрику, повернулся к коменданту, сложил два указательных пальца, стараясь этим сказать, что малыши братья. Пришедшие соседи подтвердили слова Е. Ф. Дергачёва, и незваные гости оставили семью в покое. Все долгие годы оккупации казались адом. Лютовали и свои, и чужие. В нашем доме жили четверо немецких солдат, которые забирали яйца и молоко. Питались они хорошо. А мы, дети, довольствовались тем, что нюхали пустые коробки из-под кофе и вылизывали пустые консервные банки, всякий раз рискуя обрезать язык об острые края. Август 1943 года запомнился тем, что из села уезжали немцы. Офицер Кармак зашёл попрощаться и передал мне перочинный ножичек. Прощаясь, дед спросил немца, не думает ли он возвращаться в своё родовое поместье в случае, если Германия победит. Офицер ответил, что, во-первых, Германия уже не победит, во-вторых, в Германии у них очень хороший дом, а вообще «Сталина и Гитлера нужно стукнуть голова об голову и выбросить, а народ пусть живет». Это были его последние слова. Помахав рукой, он сел в кабину большого грузовика с будкой и уехал. Следом за ним со двора выезжала их подвода, запряжённая парой огромных тяжеловозов. Застоявшиеся лошади рванули повозку с такой силой, что та, зацепившись осью за верею, свалила её вместе с воротами. Дед перекрестился: кажись, выжили!»

3. Освобождение

Летом 1943 года в Курской битве наши войска одержали победу.

7 августа 1943 года весь Грайворонский район и наше село были освобождены от немецко-фашистских захватчиков.

Время оккупации наложило тяжёлый отпечаток на состояние материальной части колхозов «Путь Октября» и им. С. Будённого. Хозяйственные постройки были разбиты, тракторов не было вовсе, лошадей не хватало. Мужчины были на фронте. На плечи женщин, стариков и детей легли все тяготы и лишения военного времени.

Рядом со взрослыми работали 12-13-летние подростки. Известно, что за годы войны более 20 млн. детей помогали взрослым. Они выработали свыше 585 млн. трудодней. Среди них были и наши земляки, дети, которые работали на полях и фермах.

Жительница села Мощёное Коренева Екатерина Тимофеевна, 1931 г. рождения, вспоминает об этом времени:

«Я была двенадцатилетней девчонкой, когда освободили наше село. Хозяйство было разрушено. У моих родителей была большая семья. Надо было как-то прокормиться, и поэтому я в свои 12 лет пошла работать в колхоз. Лошадей не было, пахали на коровах. Техники в колхозе не было никакой, всё делали вручную. И я вместе с такими же детьми копала, сеяла, убирала урожай. Работала в шелковичной бригаде по выращиванию коконов тутового шелкопряда, пахала в поле на быках и коровах. Как подросла немного, сразу же пошла работать на ферму дояркой».

Даже самые младшие дети пытались помочь своим матерям: летом собирали грибы, ягоды, которые сушили, как лепёшки, а зимой размачивали в горячей воде. Весной рвали лебеду, из которой варили суп. Много дел было у ребятишек военной поры: кроме собственного огорода, работали на колхозном поле – помогали не только семье, но и фронту. А ещё осенью им удавалось тайком собирать колоски в поле, оставшиеся после жатвы.

Уже в 1943 году начались занятия в школах. Дети войны вспоминают, что не было у них ни тетрадей, ни учебников, писали на старых газетах. В школу ходили в обносках, потому что одежды и обуви никакой не было, ходили разутыми.

Война отняла у наших дедушек и бабушек самое главное – детство. Они рано повзрослели, научились заботиться не только о себе, но и о других.

Все, кто рассказывал мне о войне, были единодушны: «Дай Бог, чтобы никогда не было войны!»

Заключение

Дети и война… Нет более противоестественного сочетания на свете, чем это – дети и война.

Точно сказано: «У войны не женское лицо». И тем более не детское. Но всё-таки всегда жертвами любой войны в первую очередь становятся дети – самые безвинные и самые беззащитные жители планеты Земля. На их долю выпадают нечеловеческие страдания.

Работая над этой темой, меня очень взволновала трагическая судьба детей   в дни войны. Дети войны... У них не было детства. Его отобрали фашисты.

Изучив литературу по теме, услышав рассказы очевидцев Великой Отечественной, я поняла, что этого не должно быть! Ни в прошлом, ни в настоящем, ни в будущем. Конечно, своей памятью и своими рассказами мы не можем изменить мир, но всё же, возможно, они тронут чье-то сердце и добавят хотя бы каплю доброты и внимания в нашу жизнь. И, возможно, они смогут помочь нам передать уже нашим детям память о Великой Отечественной войне и сознание ценности мирной жизни.

Все войны когда-нибудь заканчиваются, трава пробивается из-под пепла, дети, пережившие войну, вырастают и воспитывают своих детей. Жизнь продолжается, но для того чтобы она была мирной, надо помнить Великую Отечественную войну!

Литература и источники

1. Алещенко Н. М. Во имя победы / Москва, «Просвещение» 1985.

2. В суровую пору. (Белгородчина в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.)/ сборник документов и материалов./ Воронеж, Цент.-Черноземное книжное издательство, 1978.

3. Великая Отечественная/ Москва, Воениздат, 1984.

4. Грайворон сквозь свет веков/ Белгород, издательство «Белгородская областная типография», 2005.

5. Гришин В. Г. Великая Отечественная в письмах / Москва, издательство политической литературы, 1983.

6. Караев Владимир. В бою и труде. Подростки в Великой Отечественной войне / Москва, «Молодая гвардия», 1982.

7. Максимова Э. Дети военной поры / Москва, издательство политической литературы, 1988.

8. Стишова Л. И. В тылу и на фронте / Москва, издательство политической литературы, 1984.

9. Чиченков А.П. Белгородчина в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг./ Белгород, изд-во «Константа», 2005.

10. Конвенция о правах детей.

11. Материалы музея Дунайской ООШ.

 

II

«Женщины на войне. Бережная Е. Ф.»

Выполнила: Балинян Диана, ученица 10 «а» класса Грайворонской СОШ с УИОП. Руководитель: Корниенко Нина Михайловна, учитель истории.

2-е место

Введение

Актуальность темы: в последнее время история Великой Отечественной войны вызывает большой интерес у молодёжи. В преддверии 70-летия Великой Победы ведётся живая дискуссия о том, какую роль сыграл наш народ в разгроме гитлеровской Германии. Победили ли мы фашизм в сорок пятом? Какое место в истории войны занимает история малой родины и семьи? На эти вопросы по-разному отвечают историки, аналитики, общественные и политические деятели, простые граждане. Ясно одно, что тема Великой Отечественной войны всегда актуальна. Через историю моей семьи, изучение боевого пути моих предков хотелось бы ещё раз напомнить, какую цену мы заплатили за право жить в мире.

Объект исследования: мой род по линии отца в годы Великой Отечественной войны.

Предмет исследования: письма, газетные публикации, воспоминания Бережной Евдокии Федосеевны, фотографии военных лет.

Цель исследования: на примере истории семьи моей бабушки – Бережной Евдокии Федосеевны показать, какую роль сыграл наш род по линии отца в Великой Отечественной войне.

Задачи исследования:

  1. Собрать и систематизировать материал об истории семьи Голиусовых, участии Бережной Евдокии Федосеевны в Великой Отечественной войне.
  2. Изучить письма, газетные публикации, материалы интервьюирования, семейный фотоархив, хронику.
  3. Провести опрос близких родственников Бережной Е. Ф.
  4. Интерпретировать полученные данные в соответствии с выдвинутой гипотезой.

Гипотеза исследования: если Бережная Евдокия Федосеевна принимала участие в качестве фельдшера и старшей медсестры в боях за освобождение Тулы, Москвы и Ленинграда, то в её лице мой род по мужской линии внёс ощутимый вклад в Победу над фашистской Германией в годы Великой Отечественной войны.

Основное содержание:

1. История семьи Голиусовых

Бережная Евдокия Федосеевна (Голиусова) родилась 26 декабря 1918 года на хуторе Хмелевое Корочанского района Курской области Пестуновского сельсовета. Родители – выходцы из крестьян-бедняков. В семье было четверо детей. Глава семьи – Голиусов Федос Фёдорович, мать – Анна Яковлевна, Фёдор – старший брат (1911 года рождения), сестра Наташа (1914 года рождения) и мёладший брат Ваня, который умер в 6 лет от инфекции. Брат Фёдор погиб в Великую Отечественную войну, сестра Наташа умерла в г. Дмитриеве спустя много лет после войны. Отец умер в 1935 году.

В семье матери Анны Яковлевны было два брата: Василий и Павел, три сестры – Надежда, Нила и Горпа. Семья была трудолюбивая, сплочённая. Евдокия Федосеевна вспоминает:

«Наши родители и мы, все дети, часто навещали родителей матери, которые жили за шесть километров от нас. Мы ходили пешком. Для нас это не было большим расстоянием. Условия жизни были трудные. Приходилось ютиться нескольким семьям в одной землянке. В землянке жила наша семья, брат отца Иван Фёдорович с женой Фёклой и брат Марк Фёдорович с женой и с двумя дочерьми: Надеждой и Шурой. Все три брата построили для нашей семьи отдельную хату-времянку рядом со старой. Родители спали на прилавке, а над ними висела люлька с младенцем. Дети спали на печке. Жили дружно, споров и противоречий в семье не было. Времянку строили из хвороста, глины, соломы. Постепенно начали обзаводиться своим хозяйством. Выращивали овощи, зерно. Было два участка по 1,5 га. По мере строительства отец заводил домашний скот (лошадь, корову, кур и т.д.). Мясо отвозили на базар в село Прохоровку. За вырученные деньги приобретали дерево, в основном дуб, для строительства дома. Когда мы ещё не успели вселиться в отдельный добротный дом, нашу семью постигло горе. Мать внезапно заболела эклампсией. Судороги были такие сильные, что не могли удержать четверо здоровых мужчин. Эта страшная болезнь терзала её около месяца. Медики-фельдшеры не смогли спасти её. Мне было неполных одиннадцать лет, когда умерла мама. Мама была захоронена в землянке».

В период развития колхозов у всех отбирали лошадей для работы в поле. И такая участь тоже не прошла стороной Голиусовых. Взрослых заставляли работать в колхозе. Отец работал в должности учётчика, брат был на рядовых работах. Сестра Наташа работала в колхозных детских яслях. Денег не хватало. Одевались бедно. Евдокия обрабатывала огород, ухаживала за коровой. Родители с детства приучали уважать и почитать друг друга и старших. Семья Голиусовых была верующая, но посещать церковь детей не принуждали.

2. Евдокия Голиусова - студентка Белгородского фельдшерско-акушерского медицинского техникума

Училась Евдокия в семилетке села Большое Прохоровского района. Школа находилась в 6 км от села. Каждый день приходилось преодолевать это расстояние и в дождь, и снег. Но учёба была для Евдокии увлекательным делом, училась она хорошо. После окончания семилетки в 1935 году поступила в Белгородский медицинский техникум. Здесь, в техникуме, вступила в комсомол. В этом же году получила извещение о смерти отца. Окончила фельдшерско-акушерский медицинский техникум в звании фельдшера. 

3. Начало военного лихолетья: Тула, Москва

Началась Великая Отечественная война. Огнём и кровью вписаны в историю нашей Родины четыре военных года. Это было время беспримерного мужества и стойкости и безвозвратных утрат.

Боевой путь Евдокии Федосеевны связан с 60-й армией. В июле 1941 г. Голиусова была призвана в ряды Красной армии на должность военфельдшера 559-го отдельного сапёрного батальона 229-й стрелковой дивизии 60-й армии. Батальон и дивизия формировалась в г. Белгороде, 559-й отдельный сапёрный батальон формировался в с. Красное, а штаб формировался в Чайковичах г. Брянска. Присягу приняли в школе № 34 в селе Красное. Обстановка под Белгородом накалялась с каждым днём. Все службы батальона были обеспечены гужевым транспортом. При осмотре медкомиссией была обнаружена большая завшивленность. Была поставлена срочная задача – ликвидация завшивленности среди солдат. И эта задача была возложена на медицинскую часть батальона, где Евдокия была фельдшером.

Из воспоминаний Бережной Евдокии Федосеевны:

«Обстановка в Белгороде была тяжёлая, немецкая армия приближалась всё ближе к городу. В одну из августовских ночей батальон, где я служила, не закончив боевой подготовки, погрузился в эшелоны и двинулся навстречу огню. В те дни боевую подготовку проходили в сражении. Была дана команда 229 дивизии отправляться на Брянский фронт. Оставив позади Орёл, Брянск, они разгрузились в лесу – недалеко от г. Жуковка. Первое боевое задание 229-й дивизии было – форсировать реку Десну, захватить плацдарм на западном берегу и, закрепившись там, нанести удар по немецким частям, перерезавшим Брянское шоссе. Батальон занял оборону на протяжении до 4 километров по реке Десна. Всю ночь сапёры вязали плоты, наводили штурмовые мостики. На западном берегу загремел бой, к переправе уже подтянулась наша артиллерия. Но едва батарея приблизилась к реке, как налетели десятки вражеских бомбардировщиков. Им удалось зажечь деревянный мост, который вспыхнул, как спичка. Мы приближались к Туле. Из окружения выходили группами солдат. Командиры не имели оружия. Это самый тяжёлый критический период войны. Было очень тяжело, морально и физически. Тула была в полукольце немецких войск, и только наши войска после контрудара перешли в наступление. С тех пор называют Тулу щитом Москвы. Немецкие войска так и не смогли окружить город. Высокий патриотизм наших войск, огромное подкрепление, постоянная помощь тыла – всё это в декабре 1941 года отбросило немецкие войска на много километров от Москвы. Не по зубам фашистам оказалась оборона 229-й стрелковой дивизии».

4. 2053-й эвакуационный госпиталь под Ленинградом

После участия в обороне города Москвы командование направило Голиусову Евдокию на Ленинградский фронт. С февраля 1942 по апрель 1944 года служила Евдокия Голиусова в 2053-м эвакуационном госпитале в должности старшей медсестры. В течение двух с половиной лет враг стоял в непосредственной близости от Ленинграда, пытаясь овладеть этим вторым по величине городом нашей Родины. Тысячи ленинградцев стали жертвами гитлеровских варваров.

В результате операции «Искра» блокада была прорвана. После прорыва блокады Ленинграда положение города улучшилось, однако угроза со стороны фашистских захватчиков сохранялась. Линия фронта по-прежнему проходила недалеко от Ленинграда, и фашистские войска продолжали артиллерийские обстрелы города.

К началу 1944 года в результате побед советских вооруженных сил в Сталинградской и Курской битвах, на Левобережной Украине и в Донбассе, в битве за Днепр, сложились благоприятные условия для полного освобождения Ленинграда. Наступление началось 14 января 1944 года в 9 часов 35 минут. В ходе боев две дивизии гитлеровцев были разгромлены, а пяти гитлеровским дивизиям нанесены тяжёлые потери. Противник оставил на поле боя убитыми 25 тысяч солдат и офицеров. Вечером 27 января 1944 года Ленинград был полностью освобожден!

5. Долгожданная Победа

В апреле 1945 года Евдокия получила письмо от родственников. Они вернулись из эвакуации в город Корочу. Евдокия отпросилась у командования проведать родственников. Здесь и застала её счастливая весть – ПОБЕДА!

Демобилизовалась Голиусова Евдокия Федосеевна 1 июня 1945 года. В Корочу возвращаться не стала, так как там её никто не ждал. Отец и мать уже умерли, она приехала в город Грайворон к своему дяде Марку Голиусову, где он был директором заготконторы. Грайворон стал родным городом для Голиусовой Евдокии с декабря 1945 года. Всю свою дальнейшую жизнь Евдокия Федосеевна проработала в Грайворонской районной больнице.

5 марта 1948 года Евдокия Голиусова вышла замуж за Бережного Дмитрия Ивановича. Троих детей воспитали Евдокия Федосеевна и Дмитрий Иванович – Геннадия, Людмилу и Руслана.

За мужество, отвагу и служение Отечеству Бережная Евдокия Федосеевна была награждена орденом Отечественной войны 2-й степени, медалями: «За оборону Москвы», «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией», множеством грамот и благодарственных писем.

Ещё при жизни Евдокия Федосеевна как-то сказала: «Жизнь прожита достойно. В годы тяжких военных испытаний я была всегда на передовой, спасала раненых бойцов. В мирное время трудилась на совесть. Но больше всего горжусь своим богатством – это мои трое детей: Геннадий, Руслан и Людмила; это мои пять внуков: Светлана, Александр, Евгений, Даниил и Юлия; это семь правнуков: Юля, Илья, Миша, Гена, Анюта, Диана и Ева. Желаю всем им жить в мире, счастье и никогда не забывать, какой ценой далась нам Победа и мирное небо!»

Результаты исследования:

Ознакомившись с материалом семейного архива (письма, личный дневник, фотографии военных лет), газетными публикациями, личными воспоминаниями близких родственников Бережной Евдокии Федосеевны, мы пришли к выводу, что мои родственники как по линии мамы, так и по линии отца принимали самое активное участие в Великой Отечественной войне. Даже женщины в нашем роду воевали! Бережная Евдокия Федосеевна прошла все испытания военного времени в качестве фельдшера и медицинской сестры. Она спасала советским воинам жизни и возвращала их в боевой строй. Через историю своего рода, семьи можно убедиться в твёрдости духа наших предков, их высоком самосознании и патриотизме. Этот дух мы унаследовали. И поэтому никогда и никому не позволим очернить нашу Великую Победу!

Источники:

  1. Страницы боевой славы. В. А. Страздовский. Сражались по-гвардейски. Воронеж, Центрально-Черноземное книжное издательство, 1986, 54 с.
  2. «Женщины на войне», газета «Призыв», май, 1975 г.
  3. «Бережная Е.Ф. – жизнь, опалённая войной», газета «Родной край», май, 1995 г.
  4. http://graivoron.edu.ru
  5. http://graivoron.pobeda.ru

  

III

«Трудное счастье»

Выполнила: Овсянникова Татьяна, ученица 9 класса МБОУ «Козинская средняя общеобразовательная школа». Руководитель: Скоромная Валентина Николаевна, учитель истории и обществознания.

3 пр

Введение

2015 год ознаменован очень важным событием в истории всей страны – исполняется 70 лет с того великого дня, когда прозвучали салюты Победы в Берлине. Война отразилась на развитии страны, она чёрной полосой прошлась по судьбе каждого человека. Особенно тяжело пришлось детям того времени. Сегодня самым младшим детям военного времени исполнилось больше 70 лет. Как сложилась судьба этих детей, как отразилась на их жизни война?

Поэтому цель нашей работы: исследовать, какова судьба детей военного времени, как повлияла война на становление их личности.

Объектом исследования является судьба жительницы села Козинка Галушко Нины Афанасьевны, 1932 года рождения.

Предмет исследования: воспоминания Галушко Нины Афанасьевны

Задачи исследования:

- изучить воспоминания;

- проследить жизненный путь;

- сделать вывод о влиянии войны на судьбу детей военного времени на примере истории жизни Галушко Нины Афанасьевны.

1. Единственное фото

Дети и война – абсолютно несовместимые слова. Но так уж вышло, что дети 30-х годов XX века стали заложниками войны. Галушко (Мозговая) Нина Афанасьевна, будучи ребёнком, испытала на себе все тяготы войны.

Нина родилась 21 сентября 1932 года в селе Козинка Грайворонского района Белгородской (в то время – Курской) области. Она была третьим, младшим, ребёнком в семье. Она росла послушной и доброй девочкой, которую очень любили старшие брат и сестра. Однажды Нина серьёзно заболела – брат Григорий трое суток носил её, бредившую в бессознательном состоянии, на руках, плакал и просил не умирать. Нина выздоровела. Так случилось, что вскоре в село приехал фотограф. Вот такой  запечатлел он на фото эту девочку: стриженая голова, глубоко провалившиеся после болезни глаза. Это был единственный довоенный снимок семьи Мозговых. Он сделан ранней весной 1941 года. Семья жила очень трудно: мать Нины часто и долго болела, отец вынужден был ездить на заработки в Казахстан. В один из таких приездов домой и сделана эта фотография.

2. Это страшное слово – война

В день начала войны отец Нины Афанасий Евдокимович Мозговой был мобилизован на фронт. Семья осталась без кормильца. К этому времени все дети, даже девятилетняя девочка Нина, уже работали в поле. Как самой маленькой ей поручали несложную, на первый взгляд, работу – прополку проса. Но эта работа требовала усердия и прилежания. А рано утром надо было выгнать на скошенное поле гусей. От росы и колючей стерни ноги постоянно были покрыты «цыпками» – ведь до поздней осени дети ходили босиком.

К селу Козинке фронт приближался в октябре 1941 года. Нине пришлось бросить учебу во 2-м классе. От отца не было ни одной весточки. Лишь через некоторое время пришло сообщение о том, что он «не вернулся с боевого задания». (Этот документ в семье Мозговых не сохранился. Только 5 лет назад на сайте Министерства обороны он был найден). А дети и вдовы пропавших без вести никогда не пользовались никакими льготами.

«Как мы выжили в эти годы – не представляю. Особенно тяжело пришлось в годы оккупации. Мы жили на южной окраине села, где проходила и проходит сейчас дорога Белгород – Ахтырка. Именно по ней шло наступление немецкой армии. Немцы, итальянцы, румыны часто останавливались в нашем доме, так как в нём было две комнаты. Одну из них занимали немцы. Моя мама, Александра Фёдоровна, отдавала все продукты, которые были в доме, оккупантам, лишь бы они не убили нас, детей. В эти годы я узнала одну простую истину: среди каждого народа есть разные люди – и добрые, и злые. Особенно запомнились итальянцы. Они очень сильно мёрзли во время зимы, готовы были отдать нам еду, лишь бы их одели потеплее» – так вспоминает Нина Афанасьевна о днях войны. По внешности Нина и её брат чем-то напоминали итальянских детей: большие тёмные глаза, тёмные чуть волнистые волосы. Поэтому итальянские солдаты жалели девочку, подкармливали, чем могли. «Я никогда не забуду вкуса гречневой каши с мясной тушёнкой и шоколада, которые отдал нам один немецкий солдат».

К концу зимы закончились почти все запасы продуктов питания; есть приходилось мёрзлую картошку и варёную сахарную свёклу. Хлеба практически не было, немцы забрали всё, что было собрано осенью. Под страхом смерти немецкий солдат в отсутствие командира – очень жестокого и злого человека – накормил детей своим дневным пайком еды. Он всё время говорил на ломанном русском языке: «Домой. Арбайтер, арбайтер. Гитлер капут». Но до сих пор в памяти Нины Афанасьевны и другие примеры. «Я очень боялась, когда возвращался домой рыжий с огромными бесцветными глазами немец и, грубо потрепав меня по стриженой голове, с хохотом наставлял на меня автомат со словами: «Рус партизан! Рус партизан! – пуф!» Увидев его издалека, я старалась спрятаться на печке».

Особенно страшными были дни бомбёжек. Во дворе Мозговых был большой хорошо обустроенный погреб: в нём во время бомбежек прятались все, кто жил рядом. В подвал набивалось до 15 человек. Прячась в подвале, у каждого была одна мысль – лишь бы бомба или снаряд не попали прямо в подвал. Если такое случится – смерть. И сейчас перед глазами стоит страшная картина: в соседний подвал, в котором прятались две девочки, упал немецкий снаряд. Он не разорвался, но подвал оказался засыпанным землей. Через некоторое время подвал откопали, достали мёртвых девочек, на губах которых застыла изморозь – они не смогли выбраться из-под завала и задохнулись. После этого случая страх перед бомбёжками стал ещё сильнее. Двадцать месяцев оккупации – двадцать месяцев страха. Село Козинка было оккупировано немцами с середины октября 1941 года по середину февраля 1943 года и с середины марта по 7 августа 1943 года.

Наконец-то – освобождение! Стремительно бегут немцы, бросая технику, оружие. Немецкий танк загорелся прямо возле дома Мозговых. Нина очень испугалась, увидев клубы чёрного дыма перед окнами дома. Начала плакать, подумала, что загорелся дом. Но мама и её две сестры выбежали из дома и начали гасить пламя, тем самым спасли и дом, и семью от возможных скитаний.

3. Школьные годы – чудесные?

Трудно назвать школьные годы Нины чудесными. В октябре 1943 года из школы был выведен госпиталь, занятия в ней возобновились, и Нина снова пошла во 2-й класс. Школьное платье было сшито из немецкой плащ-палатки, на ногах – немецкие ботинки 42-го размера. «Я очень боялась выходить к доске, так как подковы на ботинках гремели на весь класс. Но на это со временем ученики перестали обращать внимание. Мне очень нравилось учиться – мечтала стать учителем истории, но после окончания в 1946 году начальной школы обучение пришлось остановить» – с сожалением говорит Нина Афанасьевна. Очень трудно жилось семье Мозговых: с фронта вернулся раненый брат (он добровольно ушёл на фронт в марте 1943 года в возрасте 17 лет), тяжело заболела мама Александра Фёдоровна и уже не могла работать в поле. Не было никаких сообщений о судьбе отца. Документ, подтверждающий его гибель и право на получение за него пенсии, им выдали только после многочисленных запросов в 1950 году.

«В классе я была самой младшей среди своих сверстников, но наравне с другими школьниками работала в поле – собирали колоски, подбирали свёклу, зарывали окопы на улицах села. Мне было очень обидно, что все мои соученики впоследствии были признаны участниками трудового фронта, а я – нет, потому что я младше их на несколько месяцев. Многие мои старшие подруги, отцы которых остались живы, или те, кто получил на погибших похоронку сразу после их смерти, продолжили учёбу, а я вынуждена была работать».

На этом месте пожилая женщина заплакала, хотя во время всего разговора Нине Афанасьевне удавалось сдерживать слёзы. Только в 2010 году справедливость восторжествовала – она получила соответствующее удостоверение. Как выяснилось впоследствии, виной всему оказалось ненадлежащее исполнение своих обязанностей работниками соответствующих органов.

4. Трудовая деятельность

Старшая сестра Нины Галя, которой было 17 лет, работала на торфоразработках. Нину в 13 лет приняли на работу уборщицей в контору колхоза «Красная заря» и в сельский совет. Кроме того, она должна была разносить различные официальные бумаги и документы. За это ей как малолетней платили всего 0,5 трудодня, хотя на работе она была целый день. После многочисленных просьб мамы бригадир стал начислять 0,75 трудодня. «Я старалась добросовестно выполнять свою работу. Это заметил председатель сельского совета Шматко Борис Степанович, и меня перевели на работу почтальоном. Мне, 15-летней девочке, доверяли письма, пенсии. Сейчас и сама удивляюсь, как я согласилась на такую материально ответственную работу!» – восклицает Нина Афанасьевна.

Заработки на этой работе были очень незначительными. На добыче торфа платили больше, и весной 1952 года молодая девушка решила идти работать вместе с сестрой на торфоразработки. Работа на торфоразработках была очень трудная: надо было целый день стоять по щиколотку в болотной жиже, вручную разрезать торф на пласты и выносить для высыхания. После того как торфоразработки в селе Козинка закрыли, Нина начала работать дояркой на Козинской МТФ. За примерную работу на ферме правление колхоза подарило ей велосипед, на котором она умудрялась возить двух своих подруг в яр, где летом располагался летний лагерь для коров (примерно 8 км в одну сторону).

В 1955 году Нине Афанасьевне выпала честь в составе группы побывать на ВДНХ. К этому времени она смогла купить себе кое-что из одежды. Позволить большего себе она не могла, так как очень много средств уходило на государственные займы, на лекарства для больной матери.

Со временем жизнь наладилась. В декабре 1956 года она вышла замуж за прекрасного человека – Галушко Николая Фёдоровича, электрика колхоза.

«Мы были самой счастливой семьёй в Козинке. За 29 лет нашей совместной жизни мы ни разу не скандалили. Построили новый дом, вырастили двоих детей, дали им высшее образование. Дочь Валентина осуществила мою несбывшуюся мечту – стала учителем истории, сын избрал профессию, сходную с профессией отца – инженер-радиоэлектронщик. В настоящее время он возглавляет научно-техническое бюро завода АТЭ в г. Старом Осколе. Повзрослели трое внуков. Сейчас у меня есть правнук. Это самая большая радость в моей жизни».

Но очень рано ушёл из жизни муж Нины Афанасьевны. Он умер от неизлечимой болезни в 1985 году в возрасте 55 лет.

Оглядываясь на прошлое, она говорит: «Пусть никто и никогда не ходит в школу в немецких ботинках 42-го размера, пусть каждый радуется жизни и радует других».

Заключение

Сейчас Галушко Нине Афанасьевне 82 года, она часто болеет – сказывается трудное детство, холод, скудная еда и отсутствие тёплой одежды. Она часто говорит внукам: «Мне бы такое пальто в те годы, а то ведь в перешитой коротенькой плюшевой куртке ходила всю зиму. Холод в коленях до сих пор чувствую». В этом месте нашего разговора мне стало не по себе. О каких коленях она говорит, ведь у неё ампутированы обе ноги? В 2011 году ей ампутировали одну ногу, а в 2012 – вторую. Но несмотря ни на что эта мудрая пожилая женщина не растеряла оптимизма, любви к жизни, любви к людям. Вокруг неё всегда много людей. К ней за советом идут разные люди. Стоит ей не выехать на балкон, как все тут же спрашивают: «Что с Афанасьевной? Не заболела ли?», «Как здоровье бабушки Нины?» Многие люди, приехавшие в Козинку из других мест и живущие по соседству, называют её «двоюродной мамой» – для каждого у неё найдется доброе слово.

Трудное военное детство, невзгоды оставили в сердце бабушки Нины глубокий след, но не озлобили её, не сломили, а лишь закалили характер, научили достойно переносить все жизненные трудности. После ампутации ног она ни разу не заплакала, не жаловалась на судьбу. «Бабушка-боец» – называли её врачи и медсёстры. Сейчас «бабушка-боец» разрабатывает новый «проект» цветника на балконе, за которым она следит сама.

Такие люди – пример для молодого поколения.

 

III

«Трудовой подвиг женщин советского тыла»

Выполнила: Дробот Алёна, ученица Грайворонской СОШ им. В. Г. Шухова. Руководитель: Дробот Оксана Ивановна, учитель истории.

3 ст. 2

Когда земля от крови стыла,

Когда горел наш общий дом,

Победу труженики тыла

Ковали праведным трудом.

Когда фашизму рвали тело

Отцы, мужья и сыновья,

В тылу бурлило и кипело –

Трудилась Родина моя.

Сильнее стали женщин плечи,

Взрослели дети на глазах.

Горели доменные печи,

Рожь колосилась на полях.

Все для Победы! Все для фронта!

Б. Поляков

I. Введение

Актуальность темы: Великая Отечественная война – это один из тех периодов, которые вызывают особый интерес. В преддверии 70-летия Великой Победы эта тема особенно актуальна для исследования.

Но в своей исследовательской работе я хочу рассказать не о героях войны, не о тех, кто совершил военные подвиги. Речь пойдёт о неоценимом вкладе женщины, простой русской женщины в нашу победу. Данная тема очень актуальна и будет оставаться актуальной ещё многие годы. Ведь кто, как не женщина, смог вынести на своих плечах огромную тяжесть военных лет. Преодолевая величайшие трудности, не щадя сил, женщины делали всё, чтобы обеспечить фронт тем, что требовалось для победы над врагом. Спустя 20 лет в докладе, посвящённом победе над гитлеровской Германией, Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев говорил: «С такой силой, как в дни войны, никогда не проявлялись величие духа и несгибаемость воли наших советских женщин, их преданность, верность, любовь к Отчизне, их безграничное упорство в труде и героизм на фронте!» Подвиги наших тружениц навсегда останутся на страницах российской истории, в нашей памяти, в наших сердцах. Поэтому тема данной исследовательской работы актуальна.

Гипотеза исследования: если жители Советского Союза проявили преданность и верность своему долгу в восстановлении мирной жизни в послеоккупационные годы, то какой вклад внесла женщина-труженица в преодоление разрухи?

Объект исследования: судьба женщин (на примере колхоза «Заря» Замостянского сельского совета) в годы Великой Отечественной войны.

Предметом исследования станет процесс и ход преодоления последствий оккупации, трудовые будни жительниц села Замостье Грайворонского района, отраженные в документах, протоколах заседаний колхоза «Заря» в 1944 году.

Цель исследовательской работы: описание трудового пути женщины-колхозницы в годы Великой Отечественной войны. В связи с этим я ставлю ряд задач:

•        изучить литературные источники по данной проблеме;

•        исследовать архивные документы, протоколы заседаний, которые отражают жизнь женщин замостянского колхоза «Заря», занимающихся построением мирной жизни после оккупации на территории Грайворонского района;

•        выбрать документы для ссылки на конкретные примеры в исследовательской работе;

•        составить подборку интересных фотографий в приложение к работе.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 1943 года, т.е. с послеоккупационного периода, до 1944 года, когда Советский Союз совершил коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны и успешно продолжал гнать врага со своей территории.

Источники: данная исследовательская работа объединяет уже известные факты и цифры периода Великой Отечественной войны в Грайворонском районе, а также вводит новые сведения из неопубликованных источников – районного архива, которые являются малоизученными. Например, количество трудодней на объём выполненных работ, некоторые аспекты повседневной жизни, трудности, с которыми сталкивались сельские жители в период военного времени на территории Грайворонского района.

Главным литературным источником по опубликованным фактам и цифрам периода Великой Отечественной войны в Грайворонском районе является книга местных краеведов «Грайворон сквозь свет веков».

Для связи изучаемой проблемы с историей войны в Советском Союзе и законодательству СССР военного периода рассмотрены сайты: http://otvoyna.ru/tr_front.htm , http://nilitera.lib.ru/docs/da/mko_1941-1942/07.html .

Для описания трудового подвига тружеников колхоза «Заря» Замостянского сельского совета в годы Великой Отечественной войны автор подробно изучил архивные документы архива Грайворонского района и совершил виртуальную экскурсию по архиву Белгородской области.

Методологической основой исследования являются:

•        принцип научной объективности; он позволил трезво оценивать военную обстановку, учитывать как позитивные, так и негативные моменты в развитии событий;

•        принцип историзма позволил изучить военные события с учётом конкретных обстоятельств, соответствующих войне;

•        индуктивный метод позволил частные разрозненные факты и цифры, полученные в архиве, объединить в общие положения и оформить в теоретические выводы, а также последовательно изложить исследовательскую работу.

II. Глава I. Преодоление последствий оккупации 1943-1944 гг.

1. Особенности послеоккупационного режима: цифры и факты

6-7 августа 1943 года Грайворонский район был окончательно освобождён от немецко-фашистских захватчиков. С 1941 по 1943 год продолжалась немецко-фашистская оккупация. Грайворонскому району был нанесён колоссальный ущерб. Общий его размер составлял, включая личное имущество граждан, 1,5 млрд. рублей (в ценах 1926-1927 гг.), в том числе: колхозам – 120 млн. руб., жилищно-коммунальному хозяйству – 11 млн. руб. Было разрушено и сожжено 360 общественных построек, 34 клуба, 75 скотных дворов, 6 кирпичных заводов. В трёх МТС района было уничтожено 139 тракторов, 43 комбайна, 22 молотилки и многое другое. Во время прохождения фронта было полностью уничтожено 563 га леса и 170 га садов. В развалинах лежал сахарный завод «Большевик». Разрушены дома колхозников, банка, зимнего и летнего кинотеатров, разграблено оборудование промышленных артелей (промартелей), электростанции, мельницы.

Таким образом, общий размер ущерба, причинённого во время оккупации, в постройках и сооружениях составил 25960233 руб.

В освобожденном районе сразу возникло восстановительное движение. Администрация района быстро мобилизовала население на восстановление района, поставив следующие директивы:

•        восстановить разрушенный народно-хозяйственный потенциал;

•        помочь фронту для окончания Великой Отечественной войны.

Замостянский колхоз «Заря» испытывал те же трудности в преодолении послеоккупационного режима. Поэтому эти два условия было выполнить непросто. Доказательство этому мы можем увидеть в документах замостянского колхоза. В архивных документах много заявлений. Колхозники просят оказать помощь в питании, просят хлеба.

Это пишут простые труженики, в основном женщины, поэтому делаю вывод о том, что положение сельских тружеников было сложным из-за того, что они голодали, не на что было содержать семью, они надеялись на помощь колхоза. Восстановление происходило в тяжелейших условиях, в боях за освобождение села, в результате оккупационного режима подворья сельских жителей тоже были разрушены. Об этом говорят также заявления в правление колхоза с просьбой выделить участок под восстановление усадьбы, которая была утрачена в результате боёв за освобождение села.

Можно сделать вывод о том, что на плечи женщины опустился невыносимый груз: восстановление собственного хозяйства – нужно было кормить и содержать семью, где-то жить детям, а также восстанавливать разрушенное хозяйство. При этом нужно было помогать фронту. Ведь еще в 1943 году было принято постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О неотложных мерах по восстановлению народного хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации».

Таким образом, в тяжелых условиях войны население района принялось восстанавливать предприятия, колхозы, артели, разрушенные во время оккупации. Вся тяжесть легла на плечи женщин, детей-подростков и стариков. Но и это ещё не всё.

Также следовало платить налоги для нужд фронта и восстановления народного хозяйства. В частности колхозники и единоличники уплачивают налог в размере от 150 до 600 руб. в год с каждого члена хозяйства, по тем временам огромная сумма. Где её взять? Заметим, что при неуплате налога в установленные сроки начисляется пеня в размере 0,2% за каждый день просрочки и в отношении недоимщиков применяются предусмотренные законом меры взыскания. Для сравнения можно указать другие цифры: рабочие и служащие и приравненные к ним также должны уплачивать подоходный налог.

Можно сказать, что это большой налог для рабочих и служащих, но ведь общеизвестный факт, что колхозники не получали заработную плату. Работали за трудодни и получали оплату продукцией, выращенной в колхозе. К примеру, местный краевед В. С. Петренко вот как описывает повинности крестьян:

«Колхозники платили налоги: 1400 рублей денежного налога, 330 рублей страховки, 300-500 рублей займа, 250 килограммов картофеля, 40 килограммов зернобобовых, 44 килограмма мяса, 1 кожа, 100 штук яиц, 250 литров молока, 95 рублей самообложения, культсборов и прочих. Разве могла вдова, женщина, содержащая семью, хозяйство, огород, платя налоги, выходить день в день на ферму и в поле? На налог надо было подрабатывать – торговать на базаре продуктами из своего хозяйства, недоедать и недопивать».

О тяжёлом материальном положении самих колхозов говорит даже бумага, на которой написаны первые протоколы колхозных заседаний. Это листы с немецким текстом, газеты. Именно на них написаны первые протоколы 1943 года. Тетрадные листы и другая бумага появляются лишь в 1944 году. В этом можно убедиться, работая с архивными документами. Можно сделать вывод, о сложном положении самого колхоза после оккупации, и выплата налогов женщинам-колхозницам давалась через многочисленные лишения.

Нельзя не обратить внимание на документ – боевой листок № 3 от 26 апреля 1944 года. При таком сложном положении в военные годы колхозники беззаветно преданы советскому правительству, верят в победу, надеются на своих защитников. Данная фотография боевого листка говорит об этом лучше всяких слов. И. В. Сталин – руководитель Союза Советских Социалистических Республик. Его изображение на боевом листке №3 от 26 апреля 1944 года  имело огромное значение по поднятию морального духа, как в армии, так и во всей стране. Для нас, живущих сегодня, понятно, что люди, жители Грайворонского района, жившие в тысячах километров от Москвы, тоже верили и надеялись на авторитет Сталина. И эта вера настолько их вдохновляла, что готовы были отдать все силы в борьбе за урожай. Нам остаётся только восхищаться крепостью духа и величием веры в правое дело, которое творил народ-победитель.

Следовательно, делаю вывод о том, что данное настроение было характерно не только для жителей моего района, но и для жителей всего Советского Союза.

2. Годовой отчёт колхоза за 1944 год

Как было сказано выше, Грайворонский район от немецко-фашистских захватчиков был освобожден 6-7 августа 1943 года и по документам, с которыми я работала в архиве, можно увидеть, что восстановление колхоза началось буквально сразу. Годовой отчёт колхоза «Заря» Грайворонского района Курской области датирован 1 января 1944 года. В каком же состоянии было колхозное хозяйство накануне предпоследнего года Великой Отечественной? Для ответа на этот вопрос я пройдусь по всем статьям данного отчета.

В составе колхоза по списку было 239 дворов, за 1943 год был исключён 1 двор, таком образом, значилось 238 дворов. В них проживало 729 человек из них: трудоспособных 16 лет и старше мужчин – 26, подростков – 86, женщин – 226 человек. Я делаю вывод о том, что действительно в годы войны основное восстановление хозяйства пришлось на плечи женщин.

С 1 января по 31 декабря 1943 года начислено 19472-05 трудодней, на эти трудодни распределяются доходы 19472-05; трудодни административно-управляющего и обслуживающего персонала – 4319-17, учащихся и мобилизованных – 3133-3811.

Интересна также таблица «Участие членов колхоза в общественном хозяйстве (включая трактористов – членов колхоза)».

На основе данной таблицы делается вывод о том, что основная часть трудодней, выработанных в колхозе, приходится на женщин. Они добросовестно относятся к трудовой дисциплине. Также, следует отметить, что дети и подростки были полноценными работниками колхоза, их трудодни начислены наравне с взрослыми.

Но вместе с тем есть и другие документы, например, список колхозников колхоза «Заря» Замостянского с/совета, не выработавших минимума трудодней без уважительных причин за период с 1.01.1944 г. по 15.06.1944 года.

В протоколе от 9 января 1944 года правление колхоза отмечает, что крайне неудовлетворительно обстоит дело с засыпкой семян. Женщины работают ежедневно: производят чистку у телят, отделяют больных животных от здоровых. А из доклада заведующей колхозной птицефермой Могилиной установлено, что не хватает 4 кур, из 270 яиц по плану, сдано только 61. Следовательно, недостачу ей осуществить за свой счёт не позже 20.01.1944 года. А впредь, если будет повторяться, заведующую колхозной птицефермой следует снять и отдать под суд. Этот конкретный пример показывает, что женщина является не только основным тружеником колхоза, но и несёт серьезную материальную ответственность. В протоколе от 16.02.1944 года указано, что заведующую птицефермой сняли с занимаемой должности. О дальнейшей её судьбе узнать невозможно, так как о ней нигде не упоминается.

Пример с заведующей птицефермы Могилиной показывает, что трудовую дисциплину не соблюдать было опасно, а также каждый колхозник нёс строгую материальную ответственность. Уместно было бы обратиться к рассказу В. С. Петренко, который так описывает борьбу с теми, кто не хочет работать в колхозе: «Решение о выселении принимали на собраниях, открытым голосованием, разумеется, согласовывая все действия с вышестоящим руководством». Можно увидеть подтверждение словам Петренко и сделать вывод о том, что все были на виду.

Исследуя такую тему, не могу не сказать о своей прабабушке Бражник Анне Фёдоровне. Родилась она 3 декабря 1927 года. Так же, как и многие, трудилась в колхозе. Это был колхоз «Дружба» села Глотово Грайворонского района. В 1941 году ей было 14 лет, а она в это время работала трактористкой наравне с взрослыми. В период освобождения района от немцев рыла окопы и выполняла трудовые повинности. После оккупации в 1943 году она продолжала работать в колхозе до самой пенсии. Прабабушка имеет много наград за свой многолетний добросовестный труд. В 2008 году её не стало, она прожила долгую и трудную жизнь. Вот она – судьба русской женщины в годы Великой Отечественной войны!

За 1943 год не было посажено ни одного гектара лесозащитных насаждений (всего было 2 га).

По отчёту в колхозе значилось 4 бригады – в них колхозников 378. Конюхов – 2, телятниц – 1, птичниц – 116. На данные бригады не начислена оплата труда.

Сбор с одного гектара – 5.01 ц зерна, валовой сбор с включением озадков (грамматика из документа) 451-10, стоимость валового сбора по государственным заготовительным ценам 2908.95 рублей.

Наибольшее количество полученной продукции отправлялось на нужды фронта и в фонд будущего урожая. Понимая, как это важно, труженики тыла отдавали всё до зернышка. А так как мы убедились, что основная часть работников в колхозе – женщины, я опять делаю вывод, о том, что женщина-труженица несла на своих плечах тяготы фронта и тыла.

Привлёк мое внимание 14 пункт отчёта колхоза «Заря»: «Важнейшие сельскохозяйственные машины и орудия труда на 1.01.1944 года». Восстановление села проходило в тяжелейших условиях, медленно возрождалась мирная жизнь. Я убедилась в том, что для женщин отсутствие основного инвентаря для работы создавало дополнительные сложности в восстановлении разрушенного хозяйства. Получается, что кроме рабочих рук других инструментов не было, поэтому приходилось сеять и убирать урожай вручную. Истощённая войной земля давала низкий урожай. В 1944 году урожайность зерновых в Грайворонском районе составляла 7,5 центнера с гектара. Я делаю вывод о том, что женщина-колхозница ежедневно совершала свой великий подвиг, став основной рабочей силой деревни.

Земля неспроста давала низкий урожай, ведь обрабатывали на коровах, а ведь после войны корова была не в каждом дворе. Нагружать её сильно было нельзя – она была кормилицей. Все знали в войну: в каком дворе корова – тот и выживет.

Для того чтобы колхоз твёрдо стал на ноги, необходимо развитие животноводства. И мое внимание привлекает ещё один пункт отчёта 1944 года – «Выполнение государственного плана развития животноводства». Из него ясно видно, что в 1943 году не было ни одной головы всех видов скота и птицы. Но к началу 1944 года уже имеются определённые виды скота.

О пчелиных семьях следует сказать отдельно, потому что в документах указано о расхищении колхозной пасеки во время немецкой оккупации. И здесь же принимается решение «снести расхищенные ульи к 16.02.1944 г.», и заведующим пасекой назначается Селезнев М. Д.

Рассмотрев протоколы заседаний колхозников, я вижу большинство подписей женщин-тружениц колхоза и делаю вывод о том, что восстановлением пасеки, животноводства занимаются женщины.

Последним пунктом отчёта на 1 января 1944 года значится: «Денежные доходы и их распределение». Основываясь на этих данных, можно говорить о значительных достижениях колхоза «Заря» в очень непростых условиях. Эти условия мы также видели на протяжении всей исследовательской работы. Поэтому я делаю вывод, что мои земляки вынесли на своих плечах тяжесть военных лет, особенно женщины.

В графах, в которых написана выдача на трудодни денег, мы видим, стоит 0. Таким образом, денег колхозники не получали, и это ещё одна трагедия русской женщины: она должна была платить налоги, помогать фронту, работать в колхозе, причём ударно, при этом ещё жить как-то сама и кормить детей, стариков. Но вера в правое дело защиты своего Отчества, Великую Победу русского солдата помогла выполнить свой долг в условиях, которые сегодня мы называем непосильным.

Заключение

В результате проведенного исследования, рассмотрев все отрасли колхозного хозяйства в период 1943-1944 годов, я пришла к следующим выводам:

1. Восстановлением занимались простые труженики, в основном женщины. Положение сельских тружеников было сложным из-за того, что они голодали, не на что было содержать семью, они надеялись на помощь колхоза.

2. Восстановление происходило в тяжелейших условиях; в боях за освобождение села, в результате оккупационного режима подворья сельских жителей были разрушены.

3. Колхозники и единоличники уплачивали высокий налог деньгами и продуктами из своего хозяйства. При неуплате налога в установленные сроки начисляется пеня за каждый день просрочки и в отношении недоимщиков предусмотрены меры наказания. Колхозники не получали заработную плату. Работали за трудодни и получали оплату продукцией, выращенной в колхозе.

4. Наибольшее количество полученной продукции отправлялось на нужды фронта и в фонд будущего урожая. Понимая как это важно, труженики тыла отдавали всё до зёрнышка. А так как мы убедились, что основная часть работников в колхозе – женщины, я опять делаю вывод о том, что женщина-труженица несла на своих плечах тяготы фронта и тыла.

5. Вера в победу настолько их вдохновляла, что готовы были отдать все силы в борьбе за урожай. Нам остаётся только восхищаться крепостью духа и величием веры в правое дело, которое творил народ-победитель.

6. Я убедилась в том, что для женщин отсутствие основного инвентаря для работы создавало дополнительные сложности в восстановлении разрушенного хозяйства. Получается, что кроме рабочих рук других инструментов не было, поэтому приходилось сеять и убирать урожай вручную. Истощённая войной земля давала низкий урожай. В 1944 году урожайность зерновых в Грайворонском районе составляла 7,5 центнера с гектара. Я делаю вывод о том, что женщина-колхозница ежедневно совершала свой великий подвиг, став основной рабочей силой деревни.

Таким образом, я считаю, цель и задачи исследовательской работы достигнуты. Гипотеза исследовательской работы доказана – именно героический труд, преданность и верность своему долгу женщин-тружениц смогли преодолеть послевоенную разруху. В Великую Отечественную войну народ в тылу показал свой несгибаемый великий русский дух, патриотизм, бесстрашие и доблесть. Русская женщина оказалась достойной такой же славы, как и русский солдат, совершив акт самопожертвования, показав умение переносить нагрузки, непосильные для других.

Список источников и литературы:

1. Грайворонский архив администрации Грайворонского района, дело №121, 233 листа.

2. Грайворонский архив администрации Грайворонского района, дело №118,167 листов.

3. Летопись Грайворонского района, с.132.

4. Грайворон сквозь свет веков, Белгородская областная типография, 2005, 210 с.

5. Белгородский край в истории СССР, Центрально-Черноземное  издательство, Воронеж, 1982.

6. http://otvoyna.ru/tr_front.htm

7. http://nilitera.lib.ru/docs/da/mko_1941-1942/07.html

 

Приз симпатий жюри

«Мы помним, мы гордимся»

Выполнил: Зверев Владислав, ученик 8 класса Добросельской основной общеобразовательной школы. Руководитель: Приходченко Татьяна Алексеевна, учитель истории.

Фото

Зарыты в нашу память на века

И даты, и события, и лица,

А память – как колодец глубока.

Попробуй заглянуть – наверняка

Лицо – и то – неясно отразится.

В. Высоцкий.

Введение

С каждым днём становится всё меньше и меньше тех людей, которые воевали на фронтах и в тылу с фашистской армией, возрождали из пепла нашу Родину после войны. Уходят ветераны войны, труженики тыла. Выросло не одно поколение людей, только понаслышке знающих о том, какие зверства творили фашисты на нашей земле во время Великой Отечественной войны. Мы должны знать, какой ценой досталась стране Великая Победа, как наши предки защищали и восстанавливали нашу Родину.

В нашей стране не найти семьи, которая не была бы, прямо или косвенно, связана с событиями Великой Отечественной войной. В те трудные годы они всё отдавали для фронта, для победы. Об этом надо помнить всегда.

Меня всегда интересовала тема Великой Отечественной войны, военная история моего края, послевоенное время. От своих родственников я часто слышал, как они с гордостью рассказывали о моем прапрадеде, который начинал коллективизацию, во время войны организовывал эвакуацию, воевал на фронте, имел много наград. Изучая материалы книг «Грайворон сквозь тень веков», «Доблесть и слава грайворонцев», я не увидел там никаких материалов, рассказывающих о моем прапрадеде, Емельянове Иване Алексеевиче. А ведь это был очень известный и достойный человек, внёсший большой вклад в развитие колхозного хозяйства в Дунайке, Мокрой Орловке, Дорогощи, воевавший на фронтах Великой Отечественной войны! Это кавалер орденов Ленина! Возникла необходимость установить историческую справедливость и рассказать о своём прапрадеде, потому что пройдёт немного времени и не останется тех, кто может в этом помочь.

Основными целями и задачами моей работы являются:

  1. Сбор, изучение и сохранение материалов о Великой Отечественной войне и послевоенном времени в Грайворонском районе.
  2. Формирование активной жизненной позиции, стимулирование интереса подрастающего поколения к судьбам наших предков и их героическому прошлому.
  3. Вовлечение учащихся в поисково-исследовательскую деятельность, приобретение ими знаний и навыков, необходимых для успешного участия в социально значимых проектах.

Основой данной работы стали записанные мною интервью с Марковой Натальей Ивановной (1924 г.р.), Емельяновым Алексеем Ивановичем (1933 г.р.), работа в архивах Грайворонского района.

Результатом работы будет исследование, оформление альбома «Мы помним, мы гордимся», участие в акции «Бессмертный полк».

22 июня 1941 года… Этот день запомнился всем, кому пришлось жить в ту пору. Эта грозная дата разделила жизнь наших людей на мирное вчера и суровое военное сегодня. По-разному начался он в белгородских селах и городах. Колхозники вышли на прополку посевов, включились в сенокосную страду. Выпускники, сдавшие последние экзамены, мечтали о новой жизни…

В конце сентября 1941 г. район был объявлен на военном положении. А ещё в июне в нашем районе началась массовая мобилизация трудоспособного мужского населения. Всего на фронты войны ушли более девяти тысяч наших земляков (из них 6000 не вернулось).

Наступая от Ахтырки на Белгород, враг вступил на Грайворонскую землю, установив оккупационный режим. Четыре раза фашисты терзали наш район (октябрь 1941 г., февраль 1943 г., март 1943 г., август 1943 г.). Лишь только благодаря великому танковому сражению под Прохоровкой началось освобождение советских территорий от фашистов. В начале августа 1943 г. Грайворон был освобождён.

1945 год! Долгожданная победа пришла в каждый дом! Кто-то радовался встрече со своими близкими, кто-то рыдал от потери, скорбел о погибших, кто-то гордился за своих земляков, прославивших свой край.

Долгий и сложный путь предстоял русскому народу, нашим землякам для того, чтобы избавиться от последствий этой страшной войны.

Благодаря таким людям, как мой прапрадедушка, наша страна поднялась из руин, расцвела и стала ещё краше.

Основная часть

Емельянов Иван Алексеевич родился в 1899 г. в селе Дунайка. Был участником Гражданской войны. В конце 1929 года страна вступила в решающий период развития – период сплошной коллективизации. К маю 1930 г. в районе насчитывалось 23 колхоза. Емельянов Иван Алексеевич был в числе первых председателей колхозов. Когда началась Великая Отечественная война, в семье коммуниста, председателя колхоза, было пятеро детей. Старшему сыну было 19 лет, по состоянию здоровья его не взяли в армию, сыну Николаю – 16. Ничего не приходилось делать, как отправить жену с детьми (младшему сыну не было и года) в эвакуацию, иначе бы немцы в первую очередь их уничтожили. Довёз прадедушка их до Красиво, попрощались, а сам вернулся в село и занимался эвакуацией колхозного хозяйства. Много лишений пришлось испытать семье Ивана Алексеевича, связь с ними он потерял до 1944 г. Его считали погибшим!

Урожай в 1941 г. собрали хороший. Под залпы фашистских орудий колхозники под руководством Ивана Алексеевича сожгли то, что не успели перевезти (скирды с соломой, сено). Только тогда председатель ушёл в партизаны. По приказу РКВКП (б) Иван Алексеевич был послан в Корочанский район, который к тому времени ещё не был захвачен, его назначили директором МТС. Там он проводил эвакуацию техники на восток. После этого попал на фронт. Воевал под Москвой, Смоленском. За боевые заслуги имел много наград: «За отвагу», «За оборону Москвы», «За освобождение Варшавы». Войну закончил в 1945 г. в Польше. В результате ранения потерял половину ступни, поэтому долгое время находился в госпитале, а потом накануне Победы демобилизовался домой. После возвращения с фронта начал активную трудовую деятельность.

Сложно для нашего района начиналась мирная жизнь. Возрождение разрушенного войной хозяйства района проходило в тяжелейших условиях. Не хватало рабочих рук, тягла, инвентаря. С 1946 по 1953 гг. было самое сложное время. По единодушному решению жителей села Дорогощь Иван Алексеевич с 1946 по 1950 гг. возглавлял колхоз имени Ленина. Иван Алексеевич отличался ответственностью: в колхозе былая строгая дисциплина, очень переживал за своевременную уборку урожая, за экономию колхозной собственности. Трудное время было в ту пору: душили налоги, денежная реформа 1947г.ударила по карманам граждан. Все это приводило к падению инициативы у людей, трудовой дисциплины. Приходилось руководству находить пути выхода из складывающейся ситуации, заинтересовывать людей в труде. Выступая на заседаниях правления колхоза, Иван Алексеевич отмечал тех, кто хорошо трудился, и выносил предупреждения тем, кто был безответственен в работе.

В 1950 г. по просьбе жителей Мокрой Орловки, РКВКП (б) Иван Алексеевич возглавил колхоз «Ленинское знамя», который был в числе отстающих. Благодаря умелым организаторским способностям, упорству, стараниям и знаниям Иван Алексеевич за короткое время вывел колхоз в число передовых по району. Многие поля были засеяны коноплей, от которой была хорошая прибыль. Вывозили коноплю в поселок Ямное, где её перерабатывали. В селе Сподарюшино был большой фруктовый сад. Неоднократно бывал здесь председатель колхоза: считал необходимым лично проконтролировать работу сторожей. Яблоки, груши из колхозного сада вывозили в Москву и Подмосковье, это также приносило большой доход колхозу «Ленинское знамя». За особо выдающиеся заслуги в трудовой деятельности, достижения и успехи в области экономического развития Емельянова Ивана Алексеевича наградили орденом Ленина. В честь этого события в колхозе были устроены массовые гулянья, каждому колхознику выделили по три рубля.

В 1961 г Иван Алексеевич ушёл на пенсию. Но вскорости был приглашён на Дорогощанский кирпичный завод на должность директора, где проработал 2 года.

Иван Алексеевич очень часто приглашался на встречи с подрастающим поколением. 22 апреля 1975 г. был гостем в Борисовском детском доме №1 в качестве кавалера ордена Ленина. То, что Иван Алексеевич был кавалером ордена Ленина, подтверждает альбом, который хранится в семейном архиве в с. Дунайка.

Умер Иван Алексеевич в 1978 г. С тех пор уже прошло немало лет. Время стирает память. Мне хочется, чтобы имя прапрадедушки не было забыто, ведь он так много сделал, был активным, честным и добросовестным человеком.

Заключение

Прошли десятилетия с тех пор, как отгремели залпы Великой Отечественной, восстановлено хозяйство страны после военной разрухи, но память людская хранит подвиги, совершавшиеся день за днём все эти долгие годы.

Важнейшей нравственной ценностью является возрождаемое в Российском государстве чувство истинного патриотизма, формирование у молодых людей активной гражданской позиции, уважения к своей истории и гордости за свою страну, свою малую родину. Поэтому никогда не будет забыт подвиг дедов и отцов, освободивших мир от фашизма, совершавших трудовые подвиги в мирное время.

Грайворонский край – это край смелых, отважных и трудолюбивых людей.

Жизнь не стоит на месте. Уходят люди, которые принимали участие в войне, жили в послевоенное лихолетье, видели всё это своими глазами и смогли об этом рассказать. Поэтому для нынешнего молодого поколения ценны эти воспоминания. Необходимо как можно больше восстановить в памяти подвиг наших близких в это сложное время.

Литература

  1. Архив Грайворонского района.
  2. Доманова Е., Быканова И., Ерошенко В. Грайворон сквозь свет веков. Грайворон, 2005. 163 с.
  3. Дятченко, Осыков Б. Озарённый первым салютом. М. «Советская Россия», 1985.
  4. Лошаков Ф. И., Золотарь М. В., Усова Т. Е. и др. Доблесть и слава грайворонцев. Грайворон, 2005. с. 7-8.
  5. Чиченков А. Белгородчина в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Белгород, «Константа», 2005. с. 259-265.